Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

Новостройки москва от застройщика продажа квартир в москве.
 
   
 
  
 
   
 

Камбар батыр: Часть X

 

И вот трое батыров подошли к той незримой меже, которая разделяла казахских воинов и плененных калмыков. Камбар воткнул в землю копье, Назым вонзила тонкую стрелу, Алшыораз прислонил к копью измятый и продырявленный щит.
— Это стрела Келмембета,— сказала Назым.
— Этэ копье Карамана,— сказал Камбар.
— А это щит вашего владыки,— сказал Алшыораз.
— Мы оставляем их здесь, на границе, чтобы надолго помнилось вам ваше поражение,— объяснил Камбар.— Мы не хотим, чтобы наши соседи злобно косились на вас Мы хотим жить в мире и согласии.
— Клянемся!—трижды произнесли калмыки.
Шумным ликованьем встретил победителей аул Азимбая. Окрыленные радостью, люди готовились к щедрому тою. ?амбара сняли с коня и усадили в юрте. Алшы-ораза на белое войлочное покрывало как самого дорогого гостя. Назым расстелили тканый ковер и отнесли на руках в ее юрту. Смехом, шутками, песнями аул. В каждой юрте чествовали воинов, потчевала их самыми вкусными кушаньями. Девушки и молодые женщины ласково ухаживали за воинами, отчего у них закружились головы.
Назым, окруженная невестками, сняла воинские доспехи, привела себя в порядок, расчесала волосы и косы, мгновенно превратившись из мужественного батыра в девушку-красавицу.
Она вошла в юрту родителей, рассказала им о смерти брата Кабыршака и о том, как она отомстила убийце Келмембету.
— Айналайын!—отец нежно прижал ее к груди и погладил по волосам.
— Первенец мой, зрачок глаз моих, тяжелый камень лег на грудь мою!—вполголоса причитала Даналык, не хотевшая омрачать своими слезами всеобщей радости,
— А где ?амбар-батыр?—спросил Азимбай.
— Он в юрте Алшыораза,— почему-то застыдившись, ответила Назым.
— Отправили ль гонцов к Алимбаю с радостной вестью?
— Думаю, что еще нет.
Азимбай велел позвать младшего сына Сарымсака.
— Сын мой,— сказал Азимбай.— Бери двух коней и скачи во весь опор к озеру Саз. Дай весть Алимбаю и байбише Акбилек, что враг разбит и сын их Камбар жив-здоров. Возьми с собой еще несколько лошадей для тоя, джигиты помогут тебе. Пусть аул Алимбая тоже празднует победу.
— Заждалась, наверное, сына Акбилек,- всхлипнула Даналык.
— Слушаюсь, отец,— ответил Сарымсак и направился к двери.
— Брат,— остановила его Назым.— Седлай моего Сандалкока. Он вмиг домчит тебя.
— Тогда, может, мне взять в пристяжку вороного, на котором ездит Камбар?— лукаво усмехнулся Сарымсак.— Видать, правду говорит пословица: на коне воду возят.
Назым смущенно отвернулась.
— Нет, сестренка, скакун невесты скоро понадобится ей самой. А я на своем доскачу...— Сарымсак, уходя, шутливо показал ей язык.
Девушка была благодарна и отцу, и брату, и матери, что они были столь добры и снисходительны к ней, но долго усидеть в их юрте не смогла и вскоре, испросив их разрешения, отправилась с невестками к вдове Кабыршака. С плачем и причитаниями вошла она к ней, как того требовал обычай. Обняла ее, снова рассказала о смерти брата, пытаясь хоть как-то утешить ее.
— Говорят, если ребенок на этом свете не жилец, он сам к могиле стремится. Так и Кабыршак последнее время будто умом тронулся. Только разговору и было у него, что о Карамане да о том, как бы ему самому ханом стать...— вздохнула вдова.— А тебе, Еркежан, спасибо, что отомстила этому проклятому Келмембету, это он его с пути сбил, это он стал его погибелью.
Они посидели в молчании.
— У Алшыораза гости, Еркежан, Ступай к нему, а я останусь одна свое горе горевать. Такая уж, значит, моя печальная судьбина,—вздохнула вдова.
Камбар томился в ожидании Назым. Он терял последнее терпение, ибо минуты, проведенные без нее, казались ему годами.
И вот она вошла в юрту. Он обрадовался как малое дитя, рванулся ей навстречу, но слова не шли ему на язык, и он радостно заулыбался, повторяя:
— Назым... Помнишь?.. Ты предлагала мне остаться в ауле хотя бы на один день. Если ты не пере-думала, я готов.
— Передумала? Неужто лишь сыновьями, умеющим держать свое слово, гордится наш народ? Я никогда не передумаю. И теперь прошу тебя остаться на тысячу дней. Неужели ты опять откажешь? Неужели снова не примешь моего предложения?
— А если не на тысячу дней, если навсегда хочу остаться я с тобой, Назым? Что тогда?—тихо спросил Кдмбар.
— Тогда я сделаю так. Батыр склонился над нею, высоко поднял ее над собой и не было в эту минуту на земле людей счастливее их.
— Когда над нами нависла угроза, я плакал, думая о завтрашнем дне моего народа. Но нашелся джигит, который спас нас. Я преклонюсь перед народом, породившим такого сына. Я благодарю всех, и старых и малых, и далеких и близких, за то, что все мы сумели объединиться в грозный для нашей родины час. А сегодня я плачу от счастья, и не судите меня за это, люди! Каждому отцу я желаю пролить слезы счастья. О, создатель, дай мир и согласие нашим потомкам! Скажи им, что мир и покой не снизойдут с небес, лишь единство, согласие и любовь являются порукой счаст¬ливой жизни. Так пусть же потомки наши не окажутся бездумными, слабыми и неумелыми. Пусть они как мать родную любят и берегут свою землю. Пусть будут они сыновьями и дочерьми, хозяевами и слугами, защитни-ками и владыками своей земли. Все мы не вечны, все мы когда-нибудь умрем. Но будут жить наши потомки, опора наша, значит, и мы будем живы, значит, и наши желания, мечты и стремления не будут забыты. Дети мои! Храбрый Камбар-батыр и дочь моя Назым! Пусть будет мир в вашей юрте и вокруг нее! Пусть юрта ваша станет для народа святилищем! Будьте здоровы! Счастливого вам пути! Аминь!
Он расцеловал на прощанье дочь, зятя и отвернулся, чтобы люди не видели его слез.
С песнями и шутками провожал молодых аул. Караван невесты, красочный и шумный, растянулся по степи. Батыры, боевые друзья Камбара, скакали рядом с ним. Сверстницы окружили Назым.
Золотые колокольчики на шеях верблюдиц тонко позвякивали, и звон этот далеко-далеко разносился по степи, и караван шел, и звенели колокольчики, и влюбленные не в силах были наглядеться друг на друга.
О, этот звон удаляющихся колокольчиков, тебя навсегда запомнила наша степь!


  Назад  
 
 
 
© Ertegi.ru