Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

https://www.koleso-russia.ru летние шины в спб купить шины летние.
 
   
 
  
 
   
 

Камбар батыр: Часть VIII

 

Камбар только что вернулся с зимовки, где косил сено и рубил дрова, и теперь ухаживал за своим конем — чесал ему гриву, ласково похлопывая по крупу,— когда в аул въехали незнакомые всадники. Вороной, заслышав топот копыт, застриг ушами и заволновался, но Камбар даже не оглянулся, полагая, что это едет кто-то из своих. Спокойствие хозяина передалось коню, и он стоял, неотрывно глядя огромными любопытными глазами на приближающихся незнакомцев.
Келмембет сразу узнал Камбара и его вороного по описаниям Кабыршака, но счел, что тот скорее преуменьшил их мощь, ибо вороной, как вдруг показалось визирю, был размером с двугорбого верблюда, а Камбар выглядел настоящим сказочным великаном. Келмембет, не рискуя приблизиться, остановил своего коня на порядочном расстоянии от Камбара и обратился к нему дрожащим голосом:
— Камбаржан, дорогой, здоров ли ты?
Камбар, думая, что с ним говорит кто-нибудь из аксакалов аула, обернулся, тоже собираясь поздороваться, но, увидев хорошо вооруженных, но тем не менее испуганно сгрудившихся калмыков, насторожился.
— Как видишь— здоров. Что ты еще хочешь сказать мне?
Келмембет на всякий случай отступил еще немного. Голос батыра не предвещал ничего хорошего.
— Мы — посланцы хана Карамана, дорогой Камбаржан. Вот уже несколько дней мы гостим в ауле Азимбая, чтобы...— Келмембет вдруг прикусил язык, опасаясь, что Камбара разъярит упоминание имени Назым.—...Чтобы... ну, короче, я о другом. Дело в том, что хан умирает со скуки среди женщин и детей и послал меня за тобой... Веди, говорит, его сюда! То есть нет... Он велел передать тебе эти слова, а самому мне немедленно возвращаться. Вот я и передаю: хан Караман велит тебе пожаловать к нему.
— Кто же так передает слова хана? Разве можно говорить с незнакомым человеком, даже не спешившись?— Камбар вразвалочку направился в сторону Келмембета, тот поспешно повернул коня.
— Не задерживайся, дорогой!— крикнул он, стегнув белого иноходца плеткой.
Со страху Келмембет скакал без остановки до самого стана калмыков, и свита вместе с Кабыршаком никак не могла за ним угнаться. «Дважды, нет, теперь уже трижды побывал я в пасти льва. Неужели и на этот раз довелось уцелеть»,— все еще не веря своей удаче, бормотал Келмембет. «Как бы этот Камбар не оказался тем самым львом, встреча с которым сулит смерть Келмембету?»
Но, въехав в ханскую ставку, он вновь приостановился, напустил на себя прежний важный вид и, гордо задрав голову, вошел в шатер Карамана.
— Великий хан, я выполнил твой приказ и разыскал Камбара. Стоило этому голодранцу узнать, что его призывает к себе великий хан Караман, как он затрясся, будто осенний лист. Скоро он прибудет сюда и, ручаюсь, буду вести себя как кроткий ягненок, о, великий хан!..
— Молчать!—рявкнул Караман.— Шутки вздумал со иной шутить? «Великий хан, великий хан!..» Как смел ты, не выполнить моего приказа? Тебе было велено доставать его, так где же Камбар? И кто помешал тебе бросить к моим ногам? Да кто они такие, казахи, чтобы противостоять нашей силе? А ты вместо того, сказываешь бредни! Джигиту лучше умереть, чем ослушаться повелителя! Неужто ты и на самом деле из батыра превратился в бабу?
Угодливо склонившись перед ним, Келмембет дрожал от страха, покрываясь холодным потом. Однако, выждав паузу и собравшись с духом, все же промямлил жалостливо:
— Я, твой верный слуга, часто поднимал меч на женщин и сирот, хан. И насилие, которое стало спутником моей жизни, привело меня к беде. Моя жестокость обернулась для меня тяжким горем. После того как Алшыораз изуродовал меня, рука моя больше не поднимается на человека...
И, желая еще больше смягчить гнев хана, добавил:
— Камбар обещался прибыть через три дня, к закату...
— Очень мне нужно знать, что обещал этот голодранец,—буркнул хан.
И Келмембет возрадовался его словам, потому что опять приврал — Камбар конечно же не давал ему никакого обещания. Келмембет выведал у Кабыршака, когда приедет батыр, и решил: если Камбар явится в назначенный день, хану будет не до визиря, а если не приедет, он, Келмембет, еще что-нибудь придумает. Лишь бы сейчас его снова не отправили на верную погибель к этому ногайлинцу.
Гневался и Камбар, вспоминая встречу с посланцем Карамана. Кабы не был он столь одинок и беден, хан никогда не посмел бы так бесцеремонно с ним обращаться. Он даже заколебался — не оседлать ли ему вороного, не пуститься ли вдогонку за Келмембетом, не наброситься ли коршуном на предводителя калмыков прямо сегодня, сейчас, но Алимбай остудил его пыл.
— Сын мой,— сказал он.— Твои предки вступали в бой с врагом на закате четвертого дня недели. Впереди у тебя еще две ночи и три дня. Помоги аулу перекочевать на зимовье. Ведь старики без тебя не справятся! А уж потом, испросив благословения у аксакалов, отправляйся в путь.
Несмотря на то что была темная, хоть глаз выколи, ночь, Камбар велел разбирать юрты и готовиться к переезду. Две ночи и два дня, не зная ни сна ни отдыха, переезжали аулы аргынов и тобырлы на зимовье, а на третий день Камбар надел воинские доспехи, вооружился как подобает батыру, взял в руки повод вороного и поклонился землякам, вышедшим проводить его. Двое белобородых аксакалов вышли вперед и, раскрыв ладони, благословили Камбара следующими словами:
— Да будет радостным путь твой, сын, и другом станет тебе Кыдыр мы знаем, ты победишь врага, душа твоя обретет счастье вновь.


  Назад

1

Далее
 
 
 
© Ertegi.ru