Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Грозный Караман

 

— Сюинши! Радостная весть! Сюинши!
— Жених едет! Встречайте жениха!
— Всевышний увидел слезы красавицы Гульбаршин!
Люди окружили Алпамыса плотным кольцом и вместе с ним направились к белой юрте Сарыбая. Кто-то возглавлял торжественное шествие, кто-то поддерживал стремена Алпамыса, кто-то вел под уздцы горячившегося Байшубара.
Кругом звучали мелодичные звуки кернея. Самые нетерпеливые неслись впереди, чтобы получить подарок за добрую весть из рук самой Гульбаршин. Алпамыс, не привыкший к таким почестям, смущенно краснел и стеснялся. Хорошая весть разносится быстро. Дошла она и до Сарыбая. Узнав, что Алпамыс одержал победу и направляется к нему, Сарыбай распорядился:
— Расстелите золототканые ковры! Пусть ноги батыра не ступают по земле! Снимите его с седла и на руках пронесите до ковра!
Это было и воздаянием почестей мужеству отважного батыра и, одновременно, признанием вины.
Люди с удовлетворением приняли решение Сарыбая. Многие до самого последнего момента не знали, как он поступит, и переживали за Алпамыса. Девушки, которые сбились в стайки и молча ожидали, как поступит Сарыбай, и что изменится в судьбе их любимой подруги, тут же засияли, рассыпались, словно цветы букета, подброшенные в воздух, и поспешили к Гульбаршин. Женщины хлопотали, убирая гостевую юрту и гремя посудой у очагов.
Мужчины бережно сняли Алпамыса с седла, вознесли на руках над собой- так делается в аулах при провозглашении кого-либо ханом — и поставили на ковер, Сарыбай, несмотря на свой возраст, сам вышел навстречу Алпамысу, оказывая ему особые почести.
— Да сопутствует тебе удача, сынок!— был его ответ на приветствие юного батыра.
И хотя Сарыбай ответил коротко и сдержанно, в голосе его слышались тепло и забота.
Тем временем подоспела и Гульбаршин: легкая, как белый пух, и стройная, она вся цвела от счастья. Но как велико ни было ее чувство, девушка сохранила приличие перед родителями и родственниками, остановилась в некотором отдалении от Алпамыса. Она была готова отдать за него душу, сильно переживала за исход поединка и была готова броситься в объятия своего жениха, но она радовалась уже тому, что стоит рядом с ним и видит его живым и невредимым. После расспросов о здоровье и благополучии, Алпамыс прошел в гостевую юрту. Вмиг были расстелены дастарханы, тут же заставленные золотыми чашами с разными яствами; гостям были поданы казы, карта, жая, жал — блюда из мяса, пряности и сладости.
Гульбаршин, ступая легко и изящно, прошла в юрту и села справа от Алпамыса. Она не скрывала своих чувств, улыбалась ему, показывая белые зубки, и угощала самыми вкусными блюдами. Долго длился праздник; на дастарханах появлялись все новые блюда, беседы прерывались песнями, песни сменялись музыкой, играли на домбре. К вечеру в юрте остались одни молодые парни и девушки, вскоре разошлись и они, утихли звонкие голоса, растаял в ночи веселый смех. Алпамыс с Гульбаршин наконец-то остались одни. Теперь влюбленных ничто не могло разлучить...
Алпамыс был желанным гостем в ауле рода шекты. Он получил благословение Сарыбая и женился на юной красавице Гульбаршин. Сыграли свадьбу, которой предшествовали тридцать дней, полных веселья и задорных игр. Длилась эта свадьба сорок дней. Затем Алпамыс снова сел на Байшубара, покорил джунгар, живших недалеко от владений рода шекты, и провозгласил ханом своего тестя Сарыбая.

Между тем прошло четыре месяца. Алпамыс вроде бы достиг исполнения всех своих желаний и целей, полегчало у него на душе; пора было возвращаться на родину. Он сообщил об этом Сарыбаю, и тот не стал возражать против решения Алпамыса. Более того, Сарыбай собрал всех влиятельных и мудрых людей из своего рода и, посоветовавшись с ними, с почестями проводил молодых, одарив их золотой юртой и дорогими подарками, которые навьючены были на сорок могучих наров. Щедрость Сарыбая, уважение, оказанные юному Алпамысу, отеческая любовь, которой он окружил молодых, вызвали восхищение и остались в памяти до конца жизни у тех, кому довелось присутствовать при этом.


  Назад

3

 
 
 
 
© Ertegi.ru