| «Эта змея попала в когти смерти. Ведь она тоже создание природы, ей тоже хочется жить. Я спасу ее, быть может, и мне кто-нибудь сделает добро»,— подумал путник и достал коржун. Подойти к дереву было невозможно, он привязал коржун к длинной палке и протянул змее. Змея залезла в коржун, и путник спустил ее на землю. Затем он отнес коржун подальше от огня.
— Эй, змея, ты тоже существо, созданное природой, и я решил спасти тебя, теперь ты можешь выйти из коржу-на,— сказал человек змее.
Змея выползла из коржуна и обвилась вокруг шеи несчастного путника.
— Эй, змея, почему ты так поступаешь?— обратился к ней встревоженный путник.
— Я исполню свой обычай — ужалю тебя. Ты должен знать, что добру отвечают злом,— сказала змея.
— Почему ты должна жалить меня? Ведь я тебя спас от верной гибели,— удивился путник.
— Я укушу тебя за то, что ты спас меня от смерти. Говорят же: «Добру отвечают злом»,— ответила змея.
— Нет, змея, добру всегда должно последовать добро. Никогда я не слышал, чтобы добру отвечали злом,— сказал бедный путник.
— Еще никогда не было, чтобы добру отвечали добром. Всегда отвечали злом. Если ты не веришь, спроси у других. Если они скажут, что добру отвечают добром, тогда я отстану от тебя. Если же скажут, что добру всегда отвечают злом, то я ужалю тебя,— предложила змея, все еще не выпуская путника из своих колец.
Путник согласился, взял свой коржун, оставил на месте своего коня и со змеей на шее побрел искать, кто бы их рассудил.
Путник пришел к абрикосовому дереву, сел в его тень и горестно вздохнул:
— Из-за бедности своей и тощего коня я отстал от своих спутников. Решил сделать благородное дело и по-
пал в беду. Вся моя вина в том, что я спас эту змею от верной смерти.— Потом он взглянул на абрикосовое дерево.
— Эй, абрикосовое дерево, ты тоже создание природы, я попал в беду, рассуди нас, кто из нас прав?— взмолился он в слезах.
Дерево обрело дар речи и ответило ему:
— Тому, что сделал ты, ответить добром не могут. Я тоже убедилось — добру отвечают злом. Послушай, что я расскажу. Я ежегодно давало много плодов. Мой владелец всегда наслаждался ими и отдыхал со своей семьей в моей тени. Прошло два года, как я состарилось, высохло и не даю плодов. Вчера хозяин пришел, посмотрел на меня и сказал: «Это дерево плодов больше не дает, нужно его срубить и распилить на топливо». Я подумало: «Оказывается, добру отвечают злом: сколько лет я дарило ему свои плоды, а теперь он хочет срезать меня на топливо. Почему бы не дать мне постоять еще, пока придет мой конец и я свалюсь само. Это ответ злом за добро».
— Ты сказало неверно, добру не должны отвечать злом,— не согласился путник и пошел дальше.
Долго брел он, на пути встретил пасшегося на лугу вола. Подошел он к волу и рассказал ему о своем горе. Вол выслушал и ответил, что добру отвечают злом.
— Послушайте, что произошло со мной,— сказал вол путнику.— Когда я родился, меня с первых дней отняли от сосков матери, привязали за шею и не давали мне вдоволь сосать материнского молока. А когда я подрос, мне проткнули ноздри, посадили на меня мальчика и впрягли в работу. Потом я стал волом и пахал землю. Подвозку дров, воды — все делали на мне, и я не имел ни одного дня отдыха. Пшеница, просо без меня не возделывались, и никакая работа без меня не делалась. И вот я состарился. Я думал, что меня освободят от мук. Нет, меня еще долго гоняли. Вот исполнился год, как меня откармливают. Вчера мой хозяин пришел с мясником и сказал: «Посмотри, какой жирный стал мой вол, как думаешь, сколько пудов мяса даст?»—Лишь тогда я узнал, что меня откармливали, чтобы зарезать. Разве это не зло за добро? Сколько я трудился на него! Разве нельзя было освободить на старости и дать дожить спокойно до смерти?
— Слышишь, что говорит вол?—спросила змея путника.
— Нет,— запротестовал путник,— найдем еще кого-нибудь, третьего. Если еще третий скажет так же, я соглашусь с тобой.
Несчастный путник снова побрел дальше. Навстречу ему лиса.
— Эй, лиса, у нас к тебе просьба,— сказал путник. Лиса испугалась человека, отскочила подальше на пригорок.
— Что хотел?
— О лиса, скажи нам: следует ли за добро отвечать злом?—спросил человек.
— По какому же это случаю?— спросила лиса. Человек рассказал о своем споре со змеей.
— До меня вы у кого-нибудь спрашивали об этом?
— Да, мы обратились к двоим. Они сказали, что добру отвечают злом, и привели примеры из своей жизни.
А лиса уже обдумывала свой ловкий обман.
— Да влезет ли змея в тот коржун, о котором вы говорите?— спросила лиса.
— Как же, я сидела в нем,— ответила змея.
— Мне что-то не верится, влезь обратно в коржун,— сказала лиса.
Змея сползла с шеи человека, влезла в коржун и высунула голову.
— Ты же сказала, что влезаешь в коржун, а у тебя голова торчит.
— Голова тоже влезает,— ответила змея и спрятала голову.
— Что ты стоишь, недогадливый человек, завяжи коржун покрепче да раздави змею вон тем камнем. Избавься скорее от нее,— сказала лиса путнику.
Путник поступил по совету лисы и камнем убил змею. С помощью хитрой лисы человек избавился от смерти.
— Если бы лиса ответила справедливо, то добру должно было последовать зло,— закончил свой рассказ хан мышей.
— Вы правы, мудрый хан мышей. Скажите мне, почему оставили этот дворец его владельцы?
— На то была важная причина,— ответил хан мышей.— В этом дворце когда-то жили люди. Когда они ели, мы не давали им покоя, уносили их пищу. Иногда они даже оставались голодными, их пища бывала очень испачкана мышами.
Однажды к ним приехал в гости чужестранец. Для него приготовили разные угощения. Чтобы в пищу не попали мыши, старшина каравана хлопал в ладоши. |